Характеристика портрета будущего наставника:
— личная заинтересованность (у наставника должно быть желание заниматься данной деятельностью, иначе наставничество станет тяжелым грузом, и как следствие, может вызвать отрицательное отношение к своей новой роли);
- лидерские качества (склонность к преподаванию, честность, справедливость, упорство, терпимость, коммуникабельность, самоконтроль);
- профессиональная компетентность (присутствие специфичных умений, навыков и знаний (наличие специализации или категории), способность поддерживать профессиональную квалификацию);
- не менее одного года стажа работы в данной организации;
- исполнительская дисциплина (выполнение трудовых поручений и ответственное отношение к работе);
- организованность (умение рационально использовать временные ресурсы, работать с большим объемом нагрузки, уметь выделять главное, расставлять приоритеты);
- эмоциональная уравновешенность (включая стрессоустойчивость, ведь наставнику необходимо принимать оперативные и обдуманные решения, адаптироваться к разным ситуациям);
- благоприятный эмоциональный настрой (уравновешенность и спокойствие — важные составляющие личности наставника, которые противодействуют эмоциональному выгоранию, которое, к слову, может негативно сказаться на совместной деятельности);
- авторитет в коллективе (сотрудник, не проявляющий себя в коллективе с меньшей долей вероятности проявит себя в роли опытного наставника).
Для того, чтобы стать успешным наставником, необходимо обладать следующими качествами:
— заботливость (способность долгосрочно проявлять бескорыстное действенное участие в жизни другого человека с целью улучшения его положения в коллективе, поддержки эмоционального состояния, решения возникающих трудностей);
- уважительность (уважение к наставляемому, к его достоинствам ведет к взаимному доверию и повышает авторитет наставника);
- коммуникабельность (способность к продуктивному общению, к конструктивному и взаимообогащающему общению, совместное нахождение способа решения проблем);
- внимательность (умение искать компромиссы, принимать точку зрения, задавать наводящие вопросы;
- чуткость (умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека поможет наставнику лучше понимать своего подопечного);
- проницательность (умение видеть препятствия на пути к цели, последствия своих решений и решений других людей, подмечать грядущие события и их причины);
- гибкость и открытость (готовность уделить внимание «непрофессиональным» аспектам взаимодействия с наставляемым (музыка, стиль, философия и т. д.).
Также для наставника важны:
— гибкость мышления — умение быстро реагировать, выстраивать алгоритмы мышления, легко переключаться в сложившейся ситуации;
- критическое мышление — умение анализировать ситуацию, опираясь на обоснованные выводы, применять полученный результат к сложившейся ситуации;
- коммуникативные способности — умение говорить простым, понятным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении;
- толерантность — терпимость к мнениям, взглядам и поведению, отличным от собственных, даже неприемлемым для наставника;
- рефлексивность — способность выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны, способность к осмыслению собственной деятельности;
- эмоциональная устойчивость — способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, умение находить выход.