ТИП НАСТАВЛЯЕМОГО
* * * * * *
* * * * * *
* * * * * *
х х х х х х
х х х х х х
х х х х х х
Х
Х
Х
Тип наставляемого – это .
Педагог - педагог

1. Молодой педагог (начинающий - при опыте работы от 0 до 3 лет)

2. Новый специалист (при смене места работы)

3. Педагог, приступивший к работе после длительного перерыва (декрет)

4. Педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы (переезд из другой местности, переход из образовательной организации другого уровня, н-р из школы в учреждение дополнительного образования, из университета в образовательную организацию среднего профессионального образования)

5. Педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.);

6. Педагог, испытывающий дефициты (желающих овладеть современными it-программами, цифровыми навыками, икт-компетенциями и т.д.;

7. Педагог, находящийся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;

8. Педагог с недостатком определенных навыков, компетенций (вне зависимости от его профессионального опыта и возраста);

9. Педагог, не имеющий педагогического образования.


Ожидаемые результаты работы наставнической пары:


• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;

• развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;

• повышение удельного веса педагогов возрастной категории до 35 лет;

• сокращение текучести педагогических кадров в образовательных организациях;

• развитие у наставляемых компетенций, необходимых для раннего периода становления в профессии педагога

Опытный педагог - молодой педагог

классический вариант поддержки опытным педагогом (педагогом-профессионалом) молодого педагога в приобретении необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.).

Наставник здесь и ментора, и друг, и учитель. На первый план выходит воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника, и только после перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний.

Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы.

Формами и методами организации работы являются беседы, собеседования, тренинги, встречи с опытными учителями, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, методические консультации, посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях.


Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации


Здесь на первый план выходит психологическая и личностная поддержка педагога, который в силу различных причин имеет проблемы социального характера в выстраивании коммуникации и социального взаимодействия с отдельными личностями (например, с коллегой), не может найти общий язык с обучающимися и их родителями, сложно взаимодействует с заместителями директора («у меня плохо налаживаются контакты с коллегами», «я спытываю сложности во время уроков, особенно при посещении урока руководством школы» и пр., «я не знаю, как разговаривать с родителями в конфликтных ситуациях» и т.д.). Главное направление наставнической деятельности – профессиональная социализация наставляемого. Эту поддержку необходимо сочетать с профессиональной помощью по развитию его педагогических компетенций и инициатив, которые подчеркнули бы уникальность, нестандартность и неповторимость личности педагога, испытывающего проблемы социального характера, его незаменимость в решении определенных проблем.


Педагог-новатор – консервативный педагог

Здесь педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает
опытному педагогу овладеть современными технологиями.

Главный метод общения между наставником и наставляемым – выведение консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта, который в значительной мере сформировался в условиях субъект-объектной педагогики. В противном случае возникнет психологический барьер к человеку и к требованию или риск ухода опытного педагога из сферы образования.

В случае успешного наставничества возможно вхождение опытного педагога в коллектив в новом качестве квалифицированного специалиста-эксперта инновационных процессов в школе, преодоление собственного профессионального выгорания, переход на новую для него позицию наставника или даже наставника наставников.


Опытный предметник – неопытный предметник

Здесь опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск методических пособий и технологий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).

Обязательным условием успешного наставничества является вовлечение неопытного педагога в деятельность, связанную с углублением в концептуально-методологические основания изучаемого предмета, привлечение его к написанию статей в научно-методические журналы, к участию в предметных научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах с последующим обсуждением, к подготовке сдачи ОГЭ/ЕГЭ по предмету.

В случае успеха наставнической деятельности наставляемый сможет сосредоточиться на развитии олимпиадного движения в образовательной организации, муниципалитете, регионе, на подготовке обучающихся к участию в ОГЭ/ЕГЭ по предмету; на организации взаимодействия с научным сообществом.

Инновации

Руководитель образовательной организации – педагог

применима во всех образовательных организациях общего образования, СПО и ДО в тех случаях когда руководитель образовательной организации становится наставником педагогов, особенно в качестве успешного предметника


Работодатель – студент педагогического колледжа

форма наставничества в наибольшей степени применима для общеобразовательных организаций, отчасти – для образовательных организаций систем СПО и ДО

Здесь речь идет о будущем педагоге, а в данный момент – студенте педагогического организации СПО, который проходит педагогическую практику в образовательной организации или трудоустроился в ней (разрешено с 3 курса обучения).

Нередки случаи, когда на практику приходит студент – выпускник данной организации с намерением вернуться в нее уже в качестве дипломированного педагога. В данной ситуации у работодателя появляется возможность осуществления наставничества в отношении будущего коллеги. Для этого необходимо совместно с организацией СПО (руководством и руководителем практики) разработать индивидуальную программу прохождения практики студента, в которой будут учтены некоторые моменты (указано в методических рекомендациях).


Педагог колледжа – молодой педагог образовательной организации

Цель: повысить ответственность колледжей за качество подготовки молодых специалистов для работы в системе образования.

Вариант имеет хорошие перспективы:

- для утверждения в профессии и в данной образовательной организации бывшего студента

- для пролонгированного наблюдения за молодым специалистом со стороны его преподавателей и методистов колледжа с целью совершенствования базовой подготовки молодых специалистов.

Данная форма наставничества осуществляется в тесном контакте и взаимодействии с педагогами-наставниками из образовательной организации, в которой начинает свою трудовую деятельность молодой педагог.

Такой вариант наставничества позволит сделать процесс становления молодого профессионала непрерывным и более плавным, менее болезненным для него самого и работодателя.


Педагог-обучающийся (учитель-ученик/педагог-студент)

Категории обучающихся:

1. Традиционные категории:

• массовый (усредненный) ученик;

• одаренный ученик

• ограниченные возможности здоровья (особые образовательные потребности) (сурдо-, орто-, тифло-, олигофрено-, лого-, ауто-);

• запущенный ученик (педагогически-, психологически-, социально-)


2. Категории проблемности

Термин "проблемный ребенок" подразумевает то или иное неблагополучие, мешающее воспитанию, школьной и социальной адаптации детей. Синоним "трудновоспитуемые дети"

Проблемный ребенок – ребенок, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Эти дети наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям;

• это ребенок, поведение которого таково, что его родители, педагоги, друзья и т.д. не могут эффективно с ним взаимодействовать;

• это ребенок, демонстрирующий отклонение в личностном развитии;

• это ребенок, в работе с которым педагог вынужден постоянно искать инвариантный (нетипичный) подход для достижения прогнозируемой цели.

Оценка ребенка как проблемного отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. Как правило, сам ребенок не воспринимает себя проблемным.


К наиболее типичным группам проблемных детей относят:

• дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения);

• ослабленные, часто и длительно болеющие дети;

• дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости);

• дети с задержкой психического развития;

• дети с особыми нуждами (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды);

• дети, имеющие своеобразия, требующие индивидуального специального подхода в развитии, воспитании и обучении (леворукие, медлительные, гиперактивные, агрессивные, депрессивные, "бесчувственные", одаренные, а также как: "неудачники", "мечтатели", "умники", "говоруны", "путаники", "актеры", "негативисты", "лентяи" и пр.;

• дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (избалованные дети в семье, дети с асоциальным и антисоциальным поведением как результатом воспитания в семье, отвергнутые дети, "недолюбленные");

• дети, воспитанные в патологической, "нечеловеческой" среде (в семьях группы риска);

• трудновоспитуемые и педагогически (социально-педагогические) запущенные дети;

• проблемные дети характеризуются невротическими нарушениями, которые относятся к числу актуальных медико-социальных проблем.


Проблемный ребенок – невротичный ребенок

Проблемные дети по социально-педагогическим признакам:

1. неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);

2. сверхактивные и сверхпассивные;

3. с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);

4. с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);

5. с антисоциальными проявлениями;

6. правонарушители.




педагог – высокомотивированный обучающийся

Государственная политика в сфере образования в настоящее время ориентирована на создание эффективной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодёжи.

Цель реализации: раскрытие потенциала личности наставляемого.

Задачи взаимодействия:

– сопровождение участия в олимпиадах, конкурсах и иных творческих мероприятиях;

– раскрытие творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося;

– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.

Высокомотивированный обучающийся – обучающийся, имеющий высокий уровень развития внутренней потребности и мотивации быть успешным в том или ином виде деятельности.

Одаренный обучающийся – обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;

Характерные особенности:

– активный;

– читает дополнительную литературу;

– высокие образовательные результаты;

– высокий уровень мотивации;

– настойчиво и с интересом работает;

– способен к самостоятельной деятельности.


педагог – обучающийся с ОВЗ

Цель реализации: успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума.

Задачи взаимодействия:

– создание условий для успешной социализации обучающегося;

– максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности (полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Дети-инвалиды согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" это лица, признанные инвалидами в возрасте до 18 лет.

Если кратко:

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обусловливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

Группы детей с отклонениями в развитии:

1. дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);

2. дети с задержкой психического развития;

3. дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;

4. дети с психопатоподобными формами поведения;

5. умственно отсталые дети;

6. дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.) (Коберник Г.И., Синев. В.Н. Введение в специальность «Дефектология»).

ФГОС НОО для ОВЗ включает 9 категорий: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами


Отличительные особенности отклоняющегося развития:

• снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

• трудность словесного опосредования;

• замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

• риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В.И. Лубовскому).

Направления наставничества: ориентировка в окружающей физической и социальной среде, физическая независимость, подвижность, возможность различных видов деятельности, возможность занятости, возможность социальной интеграции и социально-экономической независимости.